Основы детской психологии и педагогики

Психологическая служба МБОУ Донской СОШ

Что почитать по трудной теме?

Ссылка на сайт Управления образования Администрации Зерноградского района

     Основы детской и подростковой психологии

Особенности   подросткового возраста

    Рекомендации для родителей

 pic

   2015 год

КАКИЕ ОНИ – ПОДРОСТКИ?

Практически все взрослые знают  о проблемах подросткового возраста. Родителей, имеющих детей подросткового возраста, волнуют появившиеся у их детей грубость,  несдержанность, замкнутость или, напротив, постоянное «пропадание» их из дома. Педагоги жалуются, что подростки  «ничего не хотят делать»  и совершенно их не слушают, однако  сами подростки в это время страдают от непонимания и одиночества.

Основные потребности подростков

   Стремление отделиться от родительской семьи,

   проявлять   свою автономность

Взросление подразумевает приобретение подростком собственного опыта, именно поэтому подросток так спешит «набить шишки» и не хочет руководствоваться опытом родителей. Пробуя и ошибаясь, он учится принимать самостоятельные решения, опираясь только на себя, и нести за них ответственность. Возможно, в результате окажется, что самые верные решения очень похожи на те, что предлагались родителями, но подростку необходимо самому до этого дойти.

   Осознать себя, как будущего мужчину или женщину,

   привыкнуть к своей половой роли

Гормональная перестройка может вызвать у подростков растерянность и стресс – ведь они впервые так близко сталкиваются с сексуальными переживаниями.  Пытаясь найти какие-то ориентиры в этом новом  мире, подростки могут слепо копировать стереотипы, подражая «роковым красоткам» и «супергероям» выбирая для себя кумиров из фильмов или шоу-бизнеса. Родителям необходимо помнить об этой потребности своих сыновей и дочерей и, по возможности обсуждать реализацию данной потребности со своими подрастающими детьми.

  

         Потребность успешно влиться в социум в     качестве взрослого

Здесь важно понимать, что для социума подростки 9-15 лет – еще совсем дети, которых взрослые не готовы воспринимать всерьез (и это вполне обоснованно). Поэтому для подростка на первый план выходит общение со сверстниками, где он может проявить себя, доказать свою самостоятельность, «взрослость», научиться строить отношения. Кроме того, в своей возрастной среде подросток находит себе подобных и понимает, что он не одинок в своих проблемах..


Уважаемые родители,
необходимо помнить о том, что, даже если подросток ведет себя с вами обособленно, замкнуто, для него важно понимание и одобрение с вашей стороны, т.к. вы для него - значимые взрослые. В ваших силах сделать так, чтобы «отделение от «пуповины» родительской семьи произошло для подростка без особых конфликтов и драм. Успехов вам и удач.

Подростковый возраст - это пик мучительного психосоциального конфликта

З.Фрейд

*

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей

Г.Ф. Гегель

*

Подростковый кризисный возраст - самый беспокойный из всех кризисов личности

Э. Эриксон

Родителям о подростках

 

Период 10 -13 лет:   ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ!

  • Подросток в этот возрастной период переживает активную гормональную и физиологическую перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Однако   в этот же период ему необходимо закрепить за собой авторитет в социуме, ведь от того, как он покажет себя, зависит его "статус" в среде сверстников. Значит необходимо бывать "на людях".     И что же происходит?

Желание одиночества и в то же время невозможность этого приводят к конфликту в душе подростка: он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо.

  • Свободное время он проводит не как раньше, с родителями, а в компании друзей. Авторитет какого-нибудь сверстника становится для него важнее, чем мнение отца или матери.

                             pic3

Что делать?

По мнению психологов, этот период благополучно пройдёт, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребёнка и научатся уважать его мнение, прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Важно в этот возрастной период приглашать домой приятелей подростка. По крайней мере, вы, как родители, сможете составить о них своё определённое мнение.

                                                      

Родителям о подростках

Период 14 -15 лет:   НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ!

  • Гормональный фон у подростка постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно следует куда-то девать. Большинство подростков в этом возрасте живут по принципу «сила есть - ума не надо». Столь же прямолинейна и их логика, они делят мир только на «хорошее» и «плохое». В «хорошее» попадает то, что им по душе: прогулы в школе, курение, ненормативная лексика, выпивка и бесшабашные компании. Так жить, по мнению большинства подростков, - весело и «стильно».
  • Кроме того, им кажется, что, не подчиняясь воле «предков», они «сохраняют чувство собственного достоинства». В категорию "плохого", увы, часто попадает всё, что касается «скучных взрослых», а именно, любое слово родителей и педагогов воспринимается в штыки.

                         pic4

Что делать?Устанавливайте с подростком отношения партнёрства и диалога. Очень важно понять, что перед вами почти сформировавшаяся личность. Пусть ваши диалоги с сыном или дочерью проходят в спокойной обстановке, тон разговора тоже пусть будет спокойным и деловым. Необходимо дать понять подростку, что он (она) уже не ребёнок, поэтому отныне отвечать за свои поступки будет, как и любой другой взрослый человек.

pic2

  • Уделяйте внимание тем занятиям, которые больше всего по душе подростку в этот период: может он пишет стихи, любит кататься на роликах, рисует, играет в шахматы или на гитаре, занимается в кружке или секции. Гордитесь его успехами и радуйтесь вместе с подростком его достижениям.